RSS

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

27.02.2010
С первого января 2010 года вступают в силу два принятых 24 июля 2009г. федеральных закона, направленные на дальнейшее совершенствование пенсионной системы. Основные изменения действующего пенсионного законодательства в части интересов плательщиков страховых взносов направлены на повышение финансовой обеспеченности системы пенсионного страхования путем замены единого социального налога страховыми взносами.
Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009г. № 212-ФЗ упраздняет с 1 января 2010 года единый социальный налог (ЕСН), тем самым осуществляет переход пенсионной системы на страховые принципы путем введения тарифов страховых взносов.АДМИНИСТРИРОВАНИЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
С первого января 2010 года вступают в силу два принятых 24 июля 2009г. федеральных закона, направленные на дальнейшее совершенствование пенсионной системы. Основные изменения действующего пенсионного законодательства в части интересов плательщиков страховых взносов направлены на повышение финансовой обеспеченности системы пенсионного страхования путем замены единого социального налога страховыми взносами.
Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009г. № 212-ФЗ упраздняет с 1 января 2010 года единый социальный налог (ЕСН), тем самым осуществляет переход пенсионной системы на страховые принципы путем введения тарифов страховых взносов.
Закон регулирует отношения, связанные с уплатой страховых взносов по следующим направлениям:
1. в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование;
2. Фонд социального страхования РФ – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования – на обязательное медицинское страхование.
Кроме того, указанный Закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за уплатой страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты.
Администрирование страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования  возложено на территориальные органы ПФР, в Фонд социального страхования - на территориальные органы Фонда социального страхования РФ.

Общий размер тарифов страховых взносов в 2010 году установлен  на уровне 2009 года с учетом единого социального налога и составит 26% от заработной платы конкретного работника, в том числе – 20% в Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования – 2,9%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 1,1%, Территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2,0%..
Начиная с 2011 года произойдет увеличение тарифа страховых взносов до 34%. В частности страховые взносы в ПФР составят 26%, для граждан 1967 года и моложе 20% страховых взносов будет направлено на финансирование страховой части <a href=\/references/social/benefits\>пенсии</a>, а 6% - накопительной. Размер страховых взносов в Фонд социального страхования останется на прежнем уровне - 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2,1%,  территориальные ФОМС – 3,0.

Объект обложения страховыми взносами, база для их исчисления, а также суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами определены в ст. 7,8,9 Федерального закона № 212-ФЗ.
База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С суммы свыше указанной страховые взносы взиматься не будут. Страхуемый заработок будет увеличиваться с ростом средней заработной платы, размеры индексации определяются Правительством РФ.

Организации - плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными платежными документами. Указанные суммы зачисляются на открытые в Федеральном казначействе соответствующие счета Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальные органы контроля за уплатой страховых взносов по месту своей регистрации следующую отчетность:
1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР – расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования;
2) до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Фонда социального страхования РФ – расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Законодательством предоставлено право исполнительным органам Фондов, обеспечивающих администрирование страховых взносов, требовать предоставление документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты страховых взносов, проводить проверки, определять суммы, подлежащие уплате, требовать устранения нарушений законодательства, взыскивать недоимку, пени и штрафы, предъявлять иски и т. д. При этом, исполнительные органы Фондов будут с 2010 года осуществлять контроль не только за расходованием средств, но и за полнотой и своевременностью поступлений.
Законом № 212-ФЗ предусмотрены меры ответственности, которые призваны обеспечить повышение платежной дисциплины работодателей в части уплаты страховых взносов. Полная и своевременная уплата страховых взносов наряду с уплатой налогов и сборов является обязательным условием деятельности организации.
К неплательщикам страховых взносов предусмотрены меры административного воздействия, включая списание недоимки с банковских счетов, наложение штрафов и пеней. Предусмотрена процедура передачи информации в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел.

Статья 46 Закона № 212-ФЗ предусматривает, что нарушение страхователем сроков предоставления отчетности влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Нарушение страхователем сроков предоставления отчетности в течение более 180 календарных дней по истечении установленного Законом срока представления такого расчета влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей.
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов. Те же действия, признанные умышленными - штраф в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Отказ или непредставление в установленный срок документов (копий документов), предусмотренных настоящим Законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Сведения персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования в 2010 году будут предоставляться в территориальные органы ПФР раз в полугодие, а с 1 января 2011 года – ежеквартально. Формы представления отчетности остаются неизменными.
Территориальные Управления Пенсионного Фонда РФ будут осуществлять прием сведений индивидуального (персонифицированного) учета в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи с привлечением сторонних удостоверяющих центров. Применение электронно-цифровой подписи в массовом порядке позволит существенно упростить процедуру приема отчетности по персонифицированному учету и расчетных ведомостей и предоставит возможность страхователю представлять сведения в ПФР по каналам связи со своего рабочего места.
За не предоставление в установленные сроки, либо предоставление неполных или недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», ст.17 закрепляет право применения к работодателю финансовых санкций в виде взыскания 10 % причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд РФ.



Начальник ГУ- Главного Управления ПФР
№ 5 по г. Москве и Московской области,                              
Кандидат юридических наук,
Заслуженный экономист России

Л.С.Тарасова

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати